ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! | |||
ОПЫТ БОРЬБЫ УЧИТЕЛЕЙ
Обобщение опыта профсоюзной и стачечной борьбы учителей позволяет выделить ряд общих условий. Большинство этих условий характерны для многих профессий и социальных групп.
1. Организатором экономической стачки целесообразнее быть пролетарскому профсоюзу.
Стачком по своей сути не является организацией. Он является временным органом, формируемым коллективом для руководства конкретной акцией протеста. Стачком организует сопротивление эксплуататорам только в конкретные периоды - в периоды всплеска социальной активности масс. Стихийно созданный стачком в периоды между стачками либо самораспускается, либо консервирует свои функции до очередной стачк и, до вызревания очередной конфликтной ситуации. Этот орган не имеет в своём распоряжении заблаговременно созданной материально-технической базы.
Профсоюз по своей сути есть простейший тип постоянно действующей пролетарской организации, которая осуществляет наблюдение и контроль за действиями буржуазии и призвана оперативно мобилизовывать массы на защиту своих социальных интересов, а также для подготовки массового выступления в удобный момент для завоевания новых социальных прав. На период забастовки для руководства ею профсоюз может формировать временный стачком. Этот стачком имеет возможность опираться на материально-техническую базу профсоюза.
Стачком решает более узкие, ограниченные задачи, чем профсоюз. Стачком как форма организации пролетариата по своим функциям и назначению стоит ниже профсоюза.
Следовательно, любое возмущение коллектива необходимо использовать для создания постоянно действующей пролетарской организации - профсоюза. Рекомендуем взять за основу пролетарский профсоюз «Защита». Редакция «Пролетарской газеты» располагает полной информацией о порядке формирования и деятельности этого профсоюза.
2. В отдельно взятой школе нецелесообразно формировать учительский профсоюз по узко-профессиональному или должностному признаку.
В состав учительского профсоюза необходимо вовлекать и принимать всех работников своей школы: лаборантов, уборщиков, гардеробщиков, сторожей, электриков и так далее, которые получают зарплату из бюджета народного образования. В этом случае образуется компактно организованный, полноценный коллектив с едиными социальными интересами, способный действовать согласованно и единодушно. Одновременно повышается общественный авторитет учителей, сумевших преодолеть порог профессионального эгоизма.
Исключение должны составлять административные руководители всех рангов. Они являются по сути непосредственными исполнителями и проводниками интересов буржуазии на своём должностном уровне. Присутствие подобных представителей буржуазии в рядах пролетарского профсоюза является противоестественным и опасным для пролетарской организации. Следовательно, приём в профсоюз административных руководителей должен быть категорически запрещён. Это застрахует организацию от предательства и развала.
Хороших, искренне симпатизирующих пролетариату административных руководителей нельзя принимать в пролетарский профсоюз также из других соображений. Подобного рода руководители наиболее уязвимы для расправы со стороны буржуазии. Поэтому глупо и преступно подставлять их под репрессии буржуазных извергов.
3. После создания учительского профсоюза в своей школе необходимо повести целеустремлённую, упорную работу по созданию подобных организаций в других школах с целью объединения их - даже на базе организаций только двух школ - в городское, областное объединение профсоюзов учителей.
Профсоюз отдельно взятой школы очень легко подавить и уничтожить даже за счёт пассивности коллективов других школ. Административным порядком можно закрыть бастующую школу, перераспределив её учеников по другим.
Чем мощнее профсоюз по своим масштабам, тем труднее с ним расправиться. Стремление к объединению стимулируется в первую очередь степенью общности интересов. Наиболее понятно социальная общность интересов проявляется внутри профессионально однородных слоёв. Буржуазия прекрасно понимает опасность этого обстоятельства. Поэтому она пытается всячески разъединить силы угнетённых внутри профессионального слоя, создавая элитные категории, группы, территории, разъединяя организационно и другими мерами.
Чем ближе социальные интересы, тем теснее будет союз борющихся и целеустремлённее их борьба. Именно это свойство заложено практикой длительной пролетарской борьбы в основу создания профсоюзов.
Выгодные пролетарской борьбе качества необходимо использовать в первую очередь и максимально.
После структурирования на местном уровне необходимо продолжить профессионально-организационный рост до уровня группы городов, региона, страны и так далее.
Нельзя зацикливаться на формальных вопросах - выбор названия, юридическое и организационное оформление и тому подобных второстепенностях. В этих вопросах необходимо проявлять пролетарскую смекалку и инициативу.
В тех местностях, где профсоюзная деятельность запрещена или ограничена буржуазной властью, необходимо создавать подобные организации нелегально или «под крышей» других, легально существующих пролетарских профсоюзов любой профессиональной направленности.
4. С укреплением учительских профсоюзов необходимо начать агитационно-организационную работу по объединению с профсоюзами социально близких профессий - медиков, работников научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и тому подобными. В случае отсутствия этих профсоюзов необходимо всемерно содействовать их созданию.
Если угнетённые массы будут создавать разрозненные профсоюзные организации, не связывая их между собою едиными интересами, то буржуазия несомненно использует этот промах в собственных целях. Она будет подкупать отдельные профсоюзные организации и противопоставлять интересы различных слоёв и групп угнетённых, то есть заставит один пролетарский отряд бороться против другого вопреки своим - пролетарским интересам, но в угоду интересам буржуазии.
Например: в недавнем прошлом в России подобным образом на бастующих шахтёров буржуазия пыталась натравить энергетиков и железнодорожников.
Буржуазии опасен лишь пролетариат, организованный на классовом уровне. Это необходимо поставить себе стратегической задачей. Однако даже в профсоюзной борьбе необходимо ломать узкие профессиональные рамки и стремиться к созданию более широких социально-классовых организаций, ориентируясь на самом низком уровне развития, на первоначальном этапе на формальное сходство социальных интересов.
5. Профсоюзная борьба учителей может привести к реальным успехам лишь при условии объединения учительских профсоюзов с профсоюзной борьбой рабочих промышленных предприятий.
Капиталист идёт на уступки угнетённым лишь в том случае, если создаётся угроза его прибыли, капиталу в данный момент или в ближайшей перспективе в результате действий пролетариата.
Специфика работы учителей такова, что практический результат их педагогической деятельности реально проявляется лишь через многие годы, то есть, когда ученики школ станут взрослыми и своим трудом начнут создавать прибыль капиталистам. Поэтому буржуазия воспринимает борьбу учителей спокойно, без опасения за свой капитал сегодня. Буржуазия обеспокоена только извлечением прибыли в данный момент. Капиталиста будущее общества волнует мало. Поэтому буржуазные власти столь охотно идут даже на закрытие школ, но категорически отказываются выполнять социальные требования бастующих учителей.
Более того, закрытие школ делает учителей безработными, что пополняет резерв дармовой рабочей силы. Старшие школьники, лишённые возможности учиться, тоже представляют собою источник физически активной дешёвой рабочей силы. Из этого капиталист может извлечь дополнительную прибыль. Такова реальность.
Забастовки рабочих наносят ущерб прибыли капиталиста немедленно и ощутимо. Поэтому капиталист вынужден идти на уступки промышленным рабочим при решительных действиях с их стороны, если не удаётся подавить забастовку вооружённой силой или обманом.
Следовательно, учительским организациям необходимо искать пути объединения с рабочими профсоюзными организациями промышленных предприятий, чтобы выступать совместно с рабочими и с совместными требованиями. Во время совместной забастовки учителя могут взять на себя огромную ношу агитационной, организационной, информационной и тому подобных работ. То есть взять на себя ответственность за те участки работы, которые для рабочих мало знакомы или несвойственны. Одновременно учителя могут использовать свои обширные профессиональные связи и служебный авторитет среди местного населения в интересах забастовки. Рабочие, со своей стороны, будут вести борьбу не только за свои требования, но и за социальные требования учителей. Рабочие тоже кровно заинтересованы в объединении с учителями, так как будущее их детей начинает формировать школа.
Это есть путь к классовому единению угнетённых на практике.
6. Профсоюзу учителей необходимо поставить своей практической задачей создание в школе органа ученического самоуправления, который затем следует объединить с учительской организацией на уровне Совета школы. Организационное объединение всего коллектива школы, включая учеников, едиными интересами и действиями значительно укрепит возможности и силы организации учителей.
С позиций практики социальной борьбы учителей рассмотрим два принципиальных вопроса.
Только хорошо организованные старшие школьники могут оказать бастующим учителям активную и эффективную поддержку. В некоторых ситуациях поддержка с их стороны может оказаться более надёжной и результативной, чем действия самих учителей, так как непосредственно школьники практически независимы от буржуазной администрации. Они более свободны от этих цепей.
Во время забастовки старшие школьники могут взять на себя инициативу:
- по информации населения непосредственно и через родителей о причинах и целях забастовки;
- по распространению листовок и газет;
- по охране школы, митингов, пикетов, отдельных активистов;
- по организации протеста молодёжи против закрытия школ и репрессий со стороны буржуазных властей;
- по организации мероприятий солидарности с бастующими;
- по сбору средств в фонд забастовки;
- по мобилизации возможностей членов своих семей для оказания моральной, материальной, технической, юридической и физической помощи бастующим;
- и так далее.
Подобного рода практика совместных действий имела место в недавнем прошлом в российском городе Пскове во время волнений учителей и имела положительный результат.
Навыки и воспитание, полученные дополнительно школьниками в процессе деятельности по самоуправлению, могут иметь огромное общественное значение. Субъективно наша жизнь в обозримом будущем будет определяться сегодняшними школьниками, в зависимости от их поведения и деятельности окажется уровень и образ жизни всех членов общества и сегодняшних учителей, в частности. Именно этим выводом раскрывается конкретная суть важнейшего социально-классового значения педагогической деятельности в целом и в частности.
7. Во время забастовки занятие в школе по обычной программе необходимо прекратить немедленно и решительно.
Суть любой забастовки заключается в том, чтобы, нанося или создавая угрозу нанесения ущерба прибыли капиталиста за счёт полного прекращения работы или её ограничения путём различных организационных приёмов, вынудить эксплуататора пойти на удовлетворение требований забастовщиков. Продолжение обычных занятий в школе превращает по сути забастовку в фикцию, спектакль, самообман. Такие забастовки очень выгодны капиталистам, так как работники продолжают выполнять свою работу в том же объёме и с той же интенсивностью, но добровольно без оплаты труда. Никакие ссылки на опасность закрытия школы в случае прекращения занятий не оправдывают подобную глупость и бессмыслицу. Это наивное действие не остановит капиталистов перед закрытием школы. Подобная тактика является проявлением политического невежества организаторов забастовки или провокацией. Официальные школьные занятия на период забастовки должны быть полностью и демонстративно прекращены.
Этот вынужденный перерыв в занятиях и школьные условия можно эффективно использовать в интересах пролетарской борьбы. Во время забастовки в помещении школы можно на добровольных общественных началах организовать ряд мероприятий:
- занятия по всем дисциплинам с отстающими учениками в рамках пройденной программы;
- факультативные занятия по углублённому изучению конкретных тем и вопросов. Например, на базе работы Фридриха Энгельса «Диалектика природы» прочитать ученикам цикл лекций по естествознанию;
- провести ряд дискуссий о профсоюзах и стачечной борьбе;
- организовать семинары по теме «Истоки революционного героизма»;
- провести музыкальные вечера отечественных и зарубежных революционных песен;
- и так далее.
На эти мероприятия желательно приглашать родителей школьников и местное население.
При подобной организации забастовки формально занятия в школе будут прекращены, а фактически школа будет активно функционировать, укрепляя авторитет учителей, позиции и ряды бастующих.
8. Митинги и пикеты во время забастовки необходимо проводить у проходных заводов, в других местах возможно большего скопления народных масс, так как акции подобного рода по своей сути проводятся с целью привлечь внимание масс к возникшему конфликту или проблеме и с целью влияния на общественное мнение.
Проведение малочисленных законопослушных митингов и пикетов протеста под окнами зданий администрации или буржуазной власти в подобной ситуации является наивной безграмотностью и демонстрацией бессилия бастующих.
Администрацию в таких случаях необходимо уведомить о факте забастовки и своих требованиях официально и письменно. В случае отсутствия должного ответа необходимо подключить к борьбе с этими представителями буржуазии соответствующие буржуазные государственные органы. Необходимо максимально использовать оружие классового врага для борьбы с его армией. Одновременно следует выставить на суд общественного мнения преступную деятельность буржуазных властей и их конкретных представителей через пролетарские средства массовой информации.
9. Основными же мерами воздействия на буржуазных эксплуататоров являются исключительно возможности непосредственно забастовочной борьбы и пролетарской солидарности.
Мы рассмотрели данные условия на уровне сугубо экономической борьбы. Экономическая борьба создаёт ряд важных предпосылок для перехода к политической классовой борьбе. Но реально она всё же решает задачи узкие во всех отношениях, задачи сиюминутные и социально-шкурные. Положительные результаты в этой борьбе неизбежно шатки и временны, так как эксплуатация всё равно не исчезает со всеми пагубными последствиями для угнетённых. По своей классовой сути капиталист обязательно будет упорно стремиться к наращиванию своей прибыли, а, следовательно, к усилению эксплуатации и ужесточению социального гнёта. Он будет стремиться к ликвидации достигнутых борьбой пролетариата завоеваний, и добиваться этого он будет самыми иезуитскими методами.
Однако пролетариат учится классовой борьбе только на практике. Теория помогает ему увидеть источник его социальных бедствий, действительного противника, перспективы и цели своей борьбы до полного, гарантированного освобождения от эксплуатации.
Поскольку пролетариат практически начинает осваивать навыки борьбы через борьбу экономическую, то профсоюзная борьба, следовательно, является неизбежной и необходимой практической школой для него. Но школой первой ступени, начальной школой. Поэтому крайне неверно и опасно как принижать роль профсоюзной борьбы, так и ограничиваться ею, идеализировать её значение.
Теорию классовой борьбы во всех её аспектах пролетариат изучает с помощью и через деятельность своего политического авангарда - партии. Эту проблему мы в данном материале не рассматриваем.
Первым шагом в сторону классовой борьбы является практическое проявление классовой солидарности. Именно поэтому неоценимое значение имеют забастовки и другие акции солидарности. Но не узко-цеховой, профессиональной солидарности (как это сейчас имеет место у докеров и моряков в странах Балтийского моря), а классовой. То есть забастовки солидарности с борьбой наёмных работников других профессий, качественно расширяющие рамки экономической борьбы. Узкопрофессиональная солидарность весьма ценна, но она остаётся в узко-цеховых границах. Тем самым пролетариат обрекается на вечную борьбу за кусок хлеба, стоя на коленях. Это необходимо осознать и этот опасный порочный круг необходимо разорвать.
Первым шагом в этом отношении являются забастовки солидарности с борьбой братьев по классу других профессий.