Номера
Номера "Пролетарской газеты"
ПРОЛЕТАРИИ
ВСЕХ СТРАН,
СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Свежий
номер
газеты
Новости
Листовки
Издания
Главная

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА И ПОЛИТИКА ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ РОСТЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ
В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

    Снижение государственных розничных цен, произведенное в декабре 1947 года одновременно с проведением денежной реформы и отменой карточной системы, было первым этапом снижения цен на промышленные и продовольственные товары.
    В связи с общим подъемом народного хозяйства СССР, ростом производства предметов народного потребления и ростом производительности труда партия Ленина-Сталина и Советское правительство осуществили второй этап снижения цен. Он был начат в 1948 году и полностью завершен в марте 1949 года.

    Государственные розничные цены на предметы массового потребления были снижены от 10% до 30%. Соответственно были снижены цены в столовых, ресторанах, чайных и других предприятиях общественного питания.
    В результате нового снижения цен произошло дальнейшее увеличение покупательной способности советского рубля, повысился курс рубля по отношению к иностранным валютам. Вновь значительно выросла реальная заработная плата рабочих, интеллигенции и доходы колхозников СССР.
    В связи с новыми успехами, достигнутыми в развитии промышленности и сельского хозяйства СССР в 1949 году, в связи с дальнейшим ростом производительности труда и снижением себестоимости продукции Совет Министров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) провели с 1 марта 1950 года третье по счету снижение государственных розничных цен на продукты питания и предметы массового потребления.
    Цены на хлебобулочные изделия и муку были снижены на 20-30%, на мясо и мясопродукты - на 24-35%, на рыбу и рыбные продукты - на 10-35%, на жиры, сыр и молочные продукты - на 10-35%, на сахар и кондитерские изделия - на 8-55%, на ткани - на 12-24%, на обувь - на 10-30%, на культтовары и игрушки - на 10-30%, на предметы хозяйственного обихода - на 10-40% и т. д.
    Общий прирост доходов населения в результате нового, более значительного снижения цен по всем секторам розничной торговли составил в годовом исчислении по меньшей мере 110 миллиардов рублей. Таким образом, еще больше увеличилась покупательная способность населения.
    В марте 1950 года ежедневная продажа продуктов питания и предметов массового потребления в государственной и кооперативной торговле по сравнению с февралем того же года выросла в сопоставимых ценах в среднем на 45%. Продажа высокоценных продуктов увеличилась ещё больше: мяса - на 50%, колбасных изделий - на 61%, животного масла - на 79% и т. д.
    Ежедневная продажа хлопчатобумажных тканей в марте 1950 года была выше февральской на 78%, шерстяных тканей - в 2 раза, кожаной обуви - более чем в 2 раза, радиоприемников - в 3 раза, велосипедов - в 9 раз и т. д.
    В результате третьего снижения цен произошло дальнейшее серьёзное повышение заработной платы рабочих и служащих. Улучшилось положение пенсионеров и стипендиатов, поскольку при снижении цен размеры пенсий и стипендий остались без изменений.
    Повысились также доходы крестьян, так как значительно сократились их затраты на покупку значительно подешевевших промышленных товаров. Государственные заготовительные цены на продукты земледелия и животноводства не были снижены и остались без изменений.
    Отмена карточной системы и трижды проведённое значительное снижение цен на предметы массового потребления, осуществлённые Советским правительством в 1947-1950 годах, привели к ещё большему укреплению курса советского рубля по отношению к курсам иностранных валют.
    В капиталистических странах, наоборот, происходило обесценивание валют. В Соединенных Штатах Америки в соответствующий период покупательная способность доллара снизилась вследствие роста цен на товары и наличия излишних (свободных) денег в обороте.
    В связи с тем, что покупательная способность рубля стала выше его официального курса, Советское правительство приняло 28 февраля 1950 года Постановление о повышении курса рубля по отношению к иностранным валютам и исчислении рубля не на базе доллара, как это было установлено в июле 1937 года, а на устойчивой золотой базе.
    Продолжая политику систематического снижения цен, Совет министров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) провели с 1 марта 1951 года четвертое за послевоенный период снижение государственных розничных цен на продукты питания и предметы массового потребления.
    Четвертое снижение цен стало очередным показателем роста экономической мощи Советского государства и неуклонного повышения материального и культурного уровня жизни трудящихся.
    В беседе с корреспондентом «Правды» И. В. Сталин, разоблачая клевету британского премьера Эттли на миролюбивую политику СССР, сказал, что Советский Союз «…не сокращает, а, наоборот, разворачивает гражданскую промышленность, не сворачивает, а, наоборот, разворачивает строительство новых грандиозных гидростанций, оросительных систем, не прекращает, а, наоборот, продолжает политику снижения цен…».
    Итоги четвертой (первой послевоенной) сталинской пятилетки и новое снижение цен на продукты питания и предметы массового потребления стало наглядным подтверждением мудрых сталинских слов.
    В то время как в Советском Союзе неуклонно снижались цены на продукты питания и предметы потребления и повышался жизненный уровень советских людей, в странах капитализма усиливалась эксплуатация и росла нищета многомиллионных трудящихся масс, повышались цены, росла дороговизна.
    В Соединённых Штатах Америки цены на продукты в 1950 году выросли по сравнению с 1939 годом в 2,2 раза. В Великобритании за один лишь 1949 год цены на зерновые продукты увеличились на 31%, на мясо, рыбу и яйца - на 23%, во Франции розничные цены на продукты питания были в конце 1949 года в 20 раз выше по сравнению с 1938 годом.
    В то же время, когда миллионы людей в капиталистических странах были лишены работы, когда широкие трудящиеся массы голодали, империалистические монополии в погоне за сверхприбылью, с целью удержания высоких цен на свои товары, хищнически уничтожали сельскохозяйственные продукты, в которых так нуждались широкие народные массы.
    На основе роста производства предметов широкого потребления, увеличения денежных доходов населения и систематического снижения розничных цен в СССР расширялась торговая сеть, рос её оборот и непрерывно улучшалось обслуживание потребителей.
    По данным государственного Планового Комитета и Центрального статистического управления СССР по итогам четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР за 1946-1950 годы в государственных и кооперативных магазинах, не считая произведенного за счет местных ресурсов, населению продано в 1950 мяса и мясных продуктов на 38% больше по сравнению с 1940 годом, рыбы и рыбных продуктов - на 51%, масла животного - на 59%, масла растительного и других жиров - на 67%, сахара - на 33%, кондитерских изделий - на 34%, обуви - на 39%, хлопчатобумажных, шерстяных, шёлковых тканей - на 47%, чулочно-носочных изделий - на 39%. Увеличилась продажа населению кожевенных изделий. В несколько раз возросла продажа строительных материалов в деревне.
    Народное потребление значительно увеличилось по сравнению с довоенным периодом.
    Показателем роста материального и культурного уровня жизни советских людей в тот период является систематическое увеличение удельного веса покупаемых населением промышленных предметов массового потребления. Рост продажи этой продукции превысил рост продажи продуктов питания. В 1949 году населению было реализовано продуктов питания на 17% больше, а промышленных - на 25% больше, чем в 1948 году. В 1950 году продажа продуктов питания увеличилась на 27%, а промышленных - на 35% по сравнению с 1949 годом.
    За годы первой послевоенной сталинской пятилетки значительно увеличилась продажа предметов культурного обихода, предметов санитарии, гигиены и других.
    В 1950 году было продано часов в 3,3 раза больше по сравнению с довоенным 1940 годом, радиоприемников - в 6 раз, бытовых электроприборов - в 1,5 раза, велосипедов - в 2,9 раза, мотоциклов - в 16 раз.
    Промышленность начала выпускать новые предметы массового потребления: телевизоры, пылесосы, домашние холодильники, стиральные машины, штапельное полотно, капроновые чулки и многие другие. Была организована продажа населению легковых автомобилей через специализированную торговую сеть.
    Только в 1950 году торговая сеть получила от промышленности до ста новых видов шерстяных и девяносто новых видов шёлковых тканей, около 140 наименований новых галантерейных изделий, до 150 новых видов и фасонов стеклянной посуды.
    Расширился также ассортимент продуктов питания, повысилась в нем доля товаров высшего качества. В 1950 году продукция высших сортов составила три четверти всего производства сливочного масла и 42% производства сыра.
    В результате роста материального и культурного благосостояния крестьянства в послевоенные годы заметно изменился ассортимент товаров в сельских кооперативах. Соль, спички, макароны, керосин давно уже перестали занимать ведущее место в сельских магазинах. В лавках сельпо теперь стали преобладать высококачественные сукна, шерстяные и шёлковые ткани, модельная обувь, модельные платья.
    Особенно выросла на селе продажа предметов культурного назначения. Значительно выросла продажа книг. В 1949 году сельское население приобрело в 2,5 раза больше литературы, чем в 1948 году. Сотни книжных магазинов и киосков открылись в послевоенные годы в колхозной деревне.
    В связи с электрификацией колхозов значительно вырос спрос на электроаппаратуру и электроприборы.

«Советская торговля и её роль в экономической жизни страны»
Госполитиздат, 1951, стр. 46-53


Перейти на главную страницу>>>
Хостинг от uCoz